УО «Гомельский государственный профессиональный аграрно-технический лицей»

Качественное обучение-успешное будущее!

Если чувствуешь себя отверженным...

 

1) Повышай свою самооценку и уверенность в себе. Запиши на листе бумаги те качества, за которые ты себя ценишь. Вспоминай о них каждый день и каждый же день хвали себя за что-то.

2) Помоги себе сбросить эмоциональное напряжение. Начни вести дневник, где будешь описывать свои мысли и чувства каждого дня. Это поможет не носить лишнюю тяжесть на сердце. И понемногу начнут приходить новые мысли и идеи.

3) Если есть возможность завести личные контакты (пусть короткие и незначительные) с кем-то из одногруппников вне лицея – сделай это. Ты удивишься: вне группы эти же ребята могут быть совсем другими. Вне группы они смогут увидеть тебя по-новому.

4) Не жди, когда тебя кто-нибудь куда-нибудь пригласит, проявляй инициативу! Действуй, создавай "движение" сам! Все в этой жизни зависит только от тебя! Главное – нужно полюбить людей и наслаждаться общением с ними! И тогда окружающие ответят тебя взаимностью!

5) Тренируй умение не обращать внимания на насмешки. Ведь обидчиков "заводит" именно то, что вас задевают их издевки, им нравится видеть реакцию. А значит, не нужно доставлять им этого удовольствия. Американский психолог Мишель Борба провела опрос среди подростков о том, как они ведут себя, когда их дразнят. Дети были единодушны в том, что хуже всего — показать обидчику, что тебе обидно, даже если это и вправду так. Кстати, сами подростки потом давали советы, как игнорировать насмешников: "Уйти, даже не взглянув на обидчиков", "Посмотреть на что-то другое и засмеяться", "Сделать вид, что тебя это не волнует", "Сохранять спокойствие".

6) Научись смеяться, когда тебя дразнят. Так советует Фред Франкель ("Хороших друзей трудно найти") и утверждает, что в таких случаях подростки часто перестают дразнить и насмехаться, ведь человек дает понять, что это его не задевает. Очень важна интонация, легкая усмешка без эмоционального накала. Например, можно согласиться с прозвищем: "Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю". Или посмеяться вместе: "Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку".

7) Научись говорить о своих чувствах. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: "Мне очень обидно это слышать", "Почему ты хочешь меня обидеть?".

8) Не позволяй собой манипулировать. Очень часто подростки стремятся с помощью обзывательств заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием "брать на слабо". При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что "трус", "размазня" и т.д., ставя его таким образом перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), или же он так и останется в глазах окружающих "хлюпиком" и "трусом". Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта - самая непростая. И здесь очень сложно помочь выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку. Следует обратить внимание учащегося на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все "за" и "против", понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

9) Научись отвечать. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Может быть, учить этому и не педагогично, но иногда другого выхода нет.

 

Педагог-психолог                   Корпенко Анна Васильевна

2